32 (32) wrote,
32
32

Егорьевск: старообрядческая Англия в Подмосковье.

Оригинал взят у kirill_moiseev в Егорьевск: старообрядческая Англия в Подмосковье.
1) Юго-запад Брянской области, Алтай, Бурятия, восток Московской области являются одними из крупнейших центров старообрядчества в России. Мы с вами отправимся в небольшой подмосковный город Егорьевск с населением в 70,000 человек, расположенный в 90 км от столицы России и получше познакомимся с важным пластом российской культуры.
IMG_0300.JPG

2) Карта исследуемой территории.
IMG_0333.PNG

3) В Егорьевск я прибыл в сначала на автостанцию, откуда до главных достопримечательностей предстояло пройти около 1 км по весьма интересным районам с раннесоветской архитектурой вдоль центральной Советской улицы, главной артерии Егорьевска.
Егорьевск был основан в 1778 году на месте крупного села Высокое по повелению Екатерины II при выделении отдельной Рязанской губернии. В XIX веке Егорьевск становится одним из центров старообрядчества, начиная с основанием первой ткацкой мануфактуры купцом Карцевым в 1825 и в 1847 году бумагопрядильной фабрики братьев Хлудовых. Во 2 половине XIX века городу сильно повезло с градоначальником Никифором Бардыгиным, который за 1872-1901 гг. много сделал для благоустройства Егорьевска, превратив его в один из лучших уездных городов России. В 1922 году Егорьевск был передан в состав Московской губернии, став 3 по численности населения среди городов Подмосковья в нынешний границах.
IMG_0282.JPG

4) Чтобы лучше ощутить ауру города, давайте сначала вспомним, как появилось старообрядчество, каковы отличия в обрядовой части от РПЦ, и главное, необходимо понять именно старообрядческую трудовую этику (это позволит лучше понять городскую среду не только Егорьевска, но и скажем, Новозыбкова, Злынки и Клинцов родной Брянской области).
IMG_0283.JPG

5) Старообрядцы появились в результате церковного раскола 1650-1660- гг. результате реформы патриарха Никона через богослужебно-обрядовые нововведения, направленные на внесение изменений в богослужебные книги и обряды в целях их унификации с современными греческими. Приверженцы старых обрядов, впоследствии получившие название «старообрядцы», были преданы анафеме на Московском соборе 1656 года и на Большом Московском соборе 1666-1667 годов. По мнению старообрядцев, взгляды патриарха Никона о какой-то отдельной традиции, в данном случае греческой, как об эталонной, были совершенно чужды русскому церковному сознанию, так как историческая русская церковность образовывалась на кирилло-мефодиевской традиции, в сущности которой было усвоение христианства с учётом национального перевода Святого Писания и богослужебного корпуса, использующего местные заделы христианской традиции.
IMG_0311.JPG

6) Ключевыми отличиями, выделенными mu_pankratov, между старообрядцами и современной православной церковью явлюятся:
- Двуперстие вместо современного Троеперстие (двуперстное крестное знамение глубже трехперстного раскрывает тайну вочеловечения и крестной смерти Христа, ибо на кресте была распята не Троица, а одно из её Лиц, вочеловечившийся Бог-Сын - Иисус Христос)
- Двойная аллилуйя вместо тройной аллилуйи
- Служение на семи просфорах; служение на пяти просфорах
- Изменен Символ Веры: с Несть конца,убрали "Духа Истинного", убрали -«а»
- Погружательное крещение; обливательное и даже окропительное.
- Изменение написание имя Господа с Исус, на Иисус
- Запрет на Трисоставный Крест
- В новой традиции стали вести отсчет от Рождества Христова, а не от сотворения мира, при этом саму дату Рождества сдвинули на 8 лет назад, а новолетие стали вести с 1 января.
- Отмена запрета на нехристиянские обычаи (брадобритие, еретические обычаи, еретические одежды).
- Староверы всех согласий считают Римскую КЦ- еретиками 1 чина, наравне с другими нехристями. РПЦ же признает благодатность католического крещения и других таинств, признает латинскую иерархию.
- Смена соборности на синодальное управление (управление императором). В России в 1797-1917 гг. император считался главой церкви (патриарх как предстоятель церкви).
- Слияние духовной и светской власти. (совмещение священниками- духовного служения со светскими должностями и коммерцией)
- Смена найма священников на приход общиной, на распределение и назначение их епископом.
- Модернизация богослужебных чинов
- Исправление богослужебных книг
- Отмена земных поклонов на поясные
- Отход от каноничной иконописи к европейской живописи.
- Смена церковного пения наречью (знаменное), на партесное (многоголосие).
- Смена хождения по солнцу (посолонь), на против солнца.
- Использование староверами- только юлианского календаря, новообрядцы- и юлианский (то, что было до революции в датировках "по старому стилю", и григорианский (современный с 1918 года) .
- Староверы- полное отрицание экуменизма. Новообрядцы приемлют совместные богослужения с инославными.
- Отмена запрет приема пожертвований на Церковь от еретиков, отлученных (ранее только на дрова).
- Строгая подготовка к причастию, примерно 4-е раза в год и только у своего духовника. У новообрядцев- причастие возможно на каждой литургии и у любого священника, в любом приходе.
IMG_0284.JPG

7) Старообрядчество оказало значительное влияние на формирование капиталистических элементов в экономике: крупные старообрядческие общины стали центрами накопления капиталов, предпринимательство развивалось в среде староверов гораздо активнее, чем в среде традиционного вероисповедания, использование наёмного труда также было намного шире и т. д. Да и в быту старообрядцы придерживались аскетизма, не выпячивали своё богатство. Русские крестьяне зачастую присоединялись к старообрядчеству по экономическим причинам. Сам факт вступления гарантировал деловые качества будущего партнёра по бизнесу, и способствовал будущему деловому успеху, а также рассчитывать на кредиты и поддержку своих богатых единоверцев. Как протестантские сообщества, так и старообрядческие, являлись для своих членов финансирующими кассами.
Американский экономист и историк российского происхождения Александр Гершенкрон дал классическую формулировку парадоксу старообрядчества, заметив, что эти «почитатели религиозной стабильности, фанатичные враги церковных реформ, иррациональные приверженцы буквы и жеста» тем не менее «стали энергичными новаторами» в истории раннего русского капитализма.
IMG_0285.JPG

8) Рассеянные по отдаленным уголкам империи, часто жившие нелегально или собиравшиеся группами для самозащиты, старообрядцы выработали стиль жизни, отличавший их от простого народа как в практическом, так и в духовном аспекте. Эти люди умели постоять за себя, а приоритет Писания подразумевал, что доступ к тексту существенен для веры, поэтому старообрядческие деревни часто отличались более широким уровнем образования по сравнению с окружающим населением. Старообрядцы также практиковали строгий аскетизм: адептам предписывалось воздерживаться от алкоголя и табака; поощрялись усердие в работе, рассудительность и бережливость. Изолированные и уязвимые, старообрядческие общины начали культивировать нормы поведения, заметно отличающие их от окружающего «никонианского» населения. Энергия, бережливость и аскетическая самодисциплина стали наглядными признаками истинной веры, выделяющими старообрядцев среди широких кругов духовно и материально обнищавшего крепостного крестьянства. Так, поколение за поколением, фундаменталистские нормы старообрядчества служили основой привычек и взглядов, отличных от окружающей крестьянской культуры: стремление к избытку вместо минимума, необходимого для пропитания, постоянный труд вместо сезонных ритмов, долгосрочный расчет вместо моментальной выгоды. Сколь бы традиционной ни была культура старообрядцев, сама их чужеродность по отношению к остальной России создавала культурное пространство для появления новых взглядов и норм поведения.
IMG_0286.JPG

9)
IMG_0287.JPG

10) Понравился небольшой сквер вблизи этого сталинского дома на ул. Советской, д.37
IMG_0292.JPG

11) Очень повезло с ранней осенью на снимках.
IMG_0293.JPG

12)
IMG_0291.JPG

13)
IMG_0309.JPG

14) "Отечество славлю, которое есть, Но трижды — которое будет". Из поэмы «Хорошо!» (1927) Владимира Маяковского.
IMG_0310.JPG

15) Прямо за этой сталинкой и находится построенный в кирпичном стиле Свято-Троицкого женский монастырь, возведённый в 1903 году на средства супруги градоначальника Никифора Бардыгина Марии по проекту архитектора И. Барютина. Сама Мария Бардыгина хотела быть здесь и похороненной впоследствии, но за 5 лет до окончательной постройки обители она скончалась.
IMG_0327.JPG

16) Сами башни ограды возведены в 1897-1899 гг.
IMG_0326.JPG

17) Святые ворота
IMG_0329.JPG

18) Троицкий Собор в стиле эклектики 1880-1883 гг. постройки. Справа краснокирпичная постройка- один из корпусов Авиаколледжа, который был прообразом Зарайского лётного училища им. Мересьева из первого романа Виктора Пелевина "Омон Ра.
IMG_0331.JPG

19)
IMG_0332.JPG

20)
IMG_0328.JPG

21) Теперь по Профсоюзной улице пройдёмся к другому комплексу интересных мест города - бывшего Механико-Электрическому училищу. А пока посмотрим пока повседневную жизнь
IMG_0305.JPG

22) Памятный знак жертвам политических репрессий .
IMG_0308.JPG

23)
IMG_0307.JPG

24) Дом врача Богина на улице Энгельса.
IMG_0289.JPG

25)
IMG_0290.JPG

26)
IMG_0288.JPG

27)
IMG_0294.JPG

28)
IMG_0297.JPG

29) Подобный образец модерна широко распространён на юго-западе Брянской области. Читал интересную фразу, якобы "этническая идентичность творит архитектуру"
IMG_0295.JPG

30) Река Гуслица по названию старообрядческой исторической области Гуслицы.
IMG_0296.JPG

31)
14479630_10208618995131196_3151233648326758261_n.jpg

32) Если градоначальник Никифор Бардыгин преобразил Егорьевск, дав городу водопровод, канализацию, уличное освещение, пожарную команду, то его сын Михаил Бардыгин , продолжая дело отца, в 1907 году построил на границе Егорьевска техническое училище им. цесаревича Алексея. Это три великолепных здания, построенных по английскому проекту: учебный корпус с производственными мастерскими и два жилых корпуса – для учащихся и для преподавателей.
IMG_0298.JPG

33) В это училище бесплатно набирались подростки и получали тут профессию – из них готовили мастеров по обслуживанию текстильных станков. Всё это делалось на средства семьи Бардыгиных, и на здании была надпись: "Бардыгины – Егорьевску". В промышленном отделении находились станки по последнему слову тогдашней техники. А для укрепления здоровья будущих рабочих было создано футбольное поле, а тренер выписан из Англии.
IMG_0299.JPG

34) После революции всё это было национализировано, в здании квартировали различные учебные заведения. Сейчас здесь филиал МГТУ "Станкин". Здание не в лучшем состоянии, но вся равно поражает размахом, целесообразностью и красотой.
IMG_0301.JPG

35) Тогдашний Председатель Совета Министров Пётр Столыпин телеграфировал: «Желаю процветания новому полезному рассаднику просвещения, а местным деятелям – бодрости и энергии на благо нашей любимой России».
За два года на берегу речки Гуслицы, благодаря талантливому архитектору Ивану Тимофеевичу Барютину, поднялись новые корпуса в стиле английской викторианской готики. Особенно красив был главный корпус, на торце которого была сделана надпись: «Родному Егорьевску – Бардыгины 1857-1907» (не сохранилась).
Посетивший Егорьевск в 1911 году корреспондент «Вестника мануфактурной промышленности» писал об училище цесаревича Алексея: «Прежде всего, это училище поражает нас своими внешним великолепием и обширностью… Внутренняя обстановка, оборудование… представляют из себя нечто совершенно необычное. Здесь вы не найдёте ни станков, ни машин, отходящих в область прошлого. Тут всё ново, всё – последнее слово техники и науки».
Михаил Бардыгин обеспечил хорошую материальную базу своему детищу. Для училища были приобретены новейшие образцы техники: паровая машина завода бр. Зульцер (Швейцария), динамо-машина и дизельный двигатель германского производства, множество книг для учебной библиотеки. В училище изучались слесарное, токарное, литейное дело, электротехника. Первый директор училища - инженер В.М. Леднёв был направлен в Германию для знакомства с постановкой технического образования.
IMG_0306.JPG

36) Монумент павшим жителям Егорьевска во время Великой Отечественной войны.
IMG_0303.JPG

37) Бывший станкостроительный завод "Комсомолец"
IMG_0302.JPG

38) Продолжим в следующей части.
IMG_0304.JPG
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments